Меню

Юрист&Закон, 2018, 11, №38

12.10.2018

Что такое комплаенс и зачем его внедрять?

Впервые в своей практической деятельности с термином "комплаенс" я столкнулся в 2010 году при сопровождении проведения социального аудита одного из самых крупных экспортеров швейной продукции на территории Западной Украины. Для зарубежных заказчиков одним из критериев оценки надежности контрагента в Украине является соблюдение последним высоких стандартов социальных взаимоотношений на предприятии, а также наличие разработанных и успешно введенных комплаенс-политик

Итак, что же такое комплаенс и зачем его внедрять? По этимологии термин "комплаенс" (от англ. compliance – согласие, соответствие; происходит от глагола to comply – выполнять) – буквально означает действие согласно указанию. Комплаенс – это соответствие любым внутренним или внешним требованиям либо нормам. В Оксфордском словаре английского языка приводится следующее определение данного термина: комплаенс – деятельность, отвечающая установленным требованиям либо указаниям, или повиновение (на английском – compliance is an action in accordance with a request or command, obedience).

Впервые правовое регулирование комплаенса было введено США. Поводом для введения в правовое поле данного инструмента стал, в частности, Уотергейтский скандал и результаты расследования SEC (комиссии по ценным бумагам США), которой были установлены случаи, носившие системный характер, дачи взяток американскими компаниями, в том числе за границей, в целях получения государственных контрактов. Реакцией на такую ситуацию стало принятие в 1977 году закона США "О коррупции за рубежом" (Foreign Corrupt Practices Act / FCPA). Данным нормативным актом были введены строгие правила контроля, требования к бухгалтерской и финансовой документации, а также правила взаимоотношений с государственными служащими.

На межгосударственном уровне определение понятия "контроль" закреплено в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, в которой он определяется как неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или принять меры по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Действующее национальное законодательство не оперирует термином "комплаенс". В Украине в 2011 году был принят Закон "О принципах предупреждения и противодействия коррупции", на смену которому в 2015 году пришел Закон Украины "О предупреждении коррупции". Однако указанные законы не привели к обязанности субъектов хозяйствования внедрить в свою деятельность системы комплаенса.

Впрочем, нормами Закона Украины "О предупреждении коррупции" определяется, что антикоррупционной программой юридического лица является комплекс правил, стандартов и процедур по выявлению, противодействию и предупреждению коррупции в деятельности юридического лица. Также его нормами установлено, что такие программы являются императивными для:

– государственных, коммунальных предприятий, хозяйственных обществ (в которых государственная или коммунальная доля превышает 50 процентов), где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн;

- юридических лиц, являющихся участниками предварительной квалификации, участниками процедуры закупки согласно Закону Украины "Об осуществлении государственных закупок" (утратил силу в соответствии с Законом Украины от 25.12.2015 г. № 922-VIII.Примеч. ред.), если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг), работ равна или превышает 20 млн грн.

Поскольку комплаенс является системой, включающей ряд стандартов и положений, а также мероприятий, которыми эти правила внедряются и выполняются, то такая система должна иметь внешнее (документальное) выражение. Чаще всего она оформляется в виде политики или программы, которые утверждаются руководящим органом компании. За соблюдением их следит комплаенсофицер или менеджмент.

Решением Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции от 02.03.2017 г. № 75 утверждена Типовая антикоррупционная программа юридического лица.

Традиционному юридическому комплаенсу присущи следующие направления:

  • - противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;
  • - противодействие коррупции, мошенничеству и финансированию терроризма;
  • - разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству;
  • - устранение конфликта интересов;
  • - защита данных, в том числе персональных;
  • - банковский контроль;
  • - антимонопольный комплаенс;
  • - кибербезопасность;
  • - экологические, трудовые стандарты.

Основным документом комплаенс-программы, как правило, является Кодекс корпоративного поведения (Code of Conduct). Именно в нем должны содержаться нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, поставщиками, контролирующими органами и другими третьими лицами, с которыми имеет дело тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей. В международных компаниях на практике дополнительно разрабатываются (и действуют) такие документы, как Кодекс корпоративной этики (Code of Ethics), Политика принятия и дарения подарков (Gift Policy) и др.

ВЫВОД:

Таким образом, стоит обратить внимание на то, что зарубежный инвестор, особенно из стран Западной Европы и США, обязательно будет проверять наличие у бизнес-партнера системы комплаенса, поскольку за рубежом такие системы отлично интегрированы в системы идентификации рисков. Авторитетными компаниями уже давно внедрены и используются собственные программы комплаенса и деловой этики, а потому для них первоочередной необходимостью выступает уверенность в том, что приобретение или сотрудничество с украинской компанией не вызовет никаких негативных последствий.

Источник: Юрист&Закон, 2018, 11, №38

Читать еще

2.11.2018

Комплаенс: глобальный тренд или вынужденная необходимость?

19.06.2018

Мораторій на перевірки. Особливості у 2018 році

08.02.2018

Процедура врегулювання спору за участю судді та медіація: порівняльний аспект

© 2018 Safir Law&Finance. All rights reserved.

Топ - услуги

Оставьте свои данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!