Вести бизнес в онлайне просто и, одновременно, невероятно сложно. С одной стороны, предпринимателю открываются невероятные возможности, включая большой охват целевой аудитории и относительно легкий способ подать свой товар во всей красоте. При этом, с другой стороны, сегодня во Всемирной Сети просто огромная конкуренция.
Чтобы продавать, недостаточно уже просто создать интернет-магазин. Нужно выделиться из тысячи однотипных проектов, сделать магазин конкурентоспособным и раскрутить. Все это стоит ни один десяток тысяч гривен. Но есть другой более дешевой и простой способ — воспользоваться предложением маркетплейса.
Что это такое?
Маркетплейс — виртуальный аналог традиционного базара. Он представляет собой онлайн-площадку, на которой десятки, сотни и даже тысячи продавцов могут предложить свой товар или услуги. Превосходными примерами подобных сервисов на мировом рынке являются eBay, Amazon, Etsy и Alibaba Group (AliExpress, Taobao, др.). По скромным подсчетам, в Европе и Америке, на сегодняшний день эффективно работают и массово продают товары более 200 таких маркетплейсов. В Украине такие проекты реализовали Rozetka, Prom.ua, Crafta и другие интернет-компании.
Подобные сайты называют «угрозой для интернет-магазинов» не просто так. Их задача — предоставить такие условия, чтобы у них хотели представлять свои товары как малые, так и крупные продавцы. Для этого необходимо настроить превосходный клиентооборот, что подразумевает обеспечение превосходного юзабилити и топовой позиции в поисковых системах.
Как это работает?
Маркетплейсом предлагается продавцу место для размещения предложений, инструменты для коммуникаций и маркетинговая поддержка. Часто на таких площадках предусмотрен платежный функционал. Товары/услуги могут появляться в поиске по сайту, его категориях и каталогах, а также на странице самого магазина.
В некоторых случаях, покупатель связывается напрямую с поставщиком, в других — через менеджера маркетплейса. Самый важный элемент взаимосвязи — оплата или, другими словами, платежный шлюз. Ее алгоритм зависит от того, как будет построен процесс проведения транзакций. Это могут быть как сплит-платежи, так и оплата через посредника, либо напрямую от заказчика к исполнителю.
Как на описанные варианты денежного круговорота смотрит налоговая служба Украины, рассмотрим немного позже. Сначала давайте разберемся в юридических моментах работы с маркетплейсами.
Правовая сторона маркетплейса
Фактически, формат маркетплейса — это посредничество между продавцом и покупателем. Согласно законодательству (ст. 68-69 Гражданского Кодекса), в Украине существует несколько видов договоров, которые обеспечивают его реализацию. Это может быть либо комиссионный договор, либо договор посредничества. В случаях, когда контрагентами маркетплейса являются предприниматели (как юридические, так и физические лица), то используется еще одни вариант — агентский договор. Этот формат сотрудничества известен еще как договор коммерческого посредничества, а предусмотрен он ст. 297 Хозяйственного кодекса Украины. Отметим, что, кроме работы посредником, предприниматель может быть и независимым продавцом на своем сайте.
В случаях посредничества, прибыль компании, которой принадлежит онлайн-площадка, определяется размером комиссионного вознаграждения. При этом, владелец маркетплейса в определенной степени рискует, так как в случаях мошенничества на его портале он может быть привлечен к ответственности.
Что об этом думает налоговая
Налоговые обязательства маркетплейса зависят от формата, в котором он реализован. В рамках этого вопроса, рассматривается как предоставление услуг посредника с их оплатой, так и движение средств и товаров между сторонами посреднического договора, а также операции посредника с третьим лицом. Например, при грамотной реализации посредничества, маркетплейс выступает как налоговый агент, выплачивая соответствующий налог из агентского вознаграждения. Другими словами, база налогообложения описанного случая — стоимость услуги.
ВАЖНО! Под агентским договором всегда подразумевается вознаграждение, являющееся его существенным условием. При этом, если агент (в нашем случае, маркетплейс) дает гарантии перед третьим лицом (покупателем/заказчиком), то за это иногда предусматривает дополнительную оплату. Срок выплаты посреднического вознаграждения лучше всего урегулировать при составлении договора. В противном случае, агент имеет право на вознаграждение после выполнения заказа/покупки.
Вывод
Работать с маркетплейсами — просто. Но здесь и есть свои “подводные камни”. Во-первых, продавец не контролирует популярность и развитие онлайн-площадки. От ее рейтингов, а не своих собственных, в поисковых системах, юзабилити и стабильности работы зависит клиентооборот и прибыль предприятия. Во-вторых, украинское законодательство в вопросе посредничества еще далеко несовершенно. Организовывая свой бизнес посредством предложения маркетплейса, необходимо понимать все юридические особенности формата, учитывать нюансы составления комиссионного или агентского договора. В-третьих, сегодня открываются все больше онлайн-площадок, предлагающие различные условия сотрудничества. В поисках наиболее выгодного варианта, легко можно попасть на мошенников.
Как не допустить ошибку? Необходимо воспользоваться услугами профессионалов по юридическому сопровождению сделок и/или обслуживанию бизнеса. Мы в SAFIR Law&Finance работаем с надежными украинскими и 200+ зарубежными маркетплейсами. Благодаря нам, вы сможете безопасно взаимодействовать с ними, успешно продавая свой продукт и быстро увеличивая рентабельность бизнеса. Конечно же, нам есть что вам пояснить и предложить и другие эффективные инструменты для роста и масштабирования вашего бизнеса.